Преподавателям: чеклист подготовки к ведению первого занятия; наработка личных качеств инструктора
Материал для преподавателей.

В этом материале курса читайте, как подготовиться к своему первому занятию по йоге.

Проведение занятий для тех, кто ещё не начал:
* Придётся собрать волю в кулак и РЕШИТЬ начать преподавать йогу!
* А потом необходимо пошагово спланировать и провести первый урок.
1
Чеклист подготовки к проведению первого урока по йоге:
1) Составляем последовательность упражнений. Как это сделать? См. материал: Разные подходы к составлению комплексов по йоге.

2) Проводим первое занятие для себя (можно позвать друзей), делаем видео-запись урока (камера смотрит на вас). Как создать дома мини-фото\видеостудию без лишних затрат?

3) Проверка ошибок и запись урока «набело»: посмотрите всю запись вашего пробного занятия от и до,обратите внимание на слабые места: где вы звучите неубедительно, или замешкались, показывая асану, и т.п.

Нужно ли учить урок наизусть? Не нужно, но для каждой асаны заучите первое предложение, с которого выначнёте объяснять её. в дальнейшем это "ключевое" предложение можно будет оставить или чередовать, чтобы не было слишком явных повторов.

Слова-паразиты и слова-ключи. В широком смысле, слова-паразиты на занятии - это любые словесные ключи, которые не работают, ничего не открывают.

Слова-ключи - это любые слова, которые вызывают у студентов нужный вам эффект. Например, когда ученики уже приняли позу, не надо повторять, как попугай, чтобы вытянули ноги или руки- это и так очевидно. Некоторые радикальные инструктора (как в школе Аштанга-виньясы) используют даже крик и ругань, чтобы включить внимание учеников - это нежелательно, того же эффекта можно добиться мягким голосом, сказав просто что-но неожиданное или просто дав новую информацию. "Всё, что не усыпляет ученика, делает его сильнее".

Не рассказывайте ничего, что нельзя ощутить прямо сейчас. Например, поэтому нежелательны рассказы о пользе асаны, которая придёт через месяцы ("Для чего эта асана") - проговаривайте ощущения и процессы (вытяжение, расслабление, напряжение, тепло, тяжесть.. и тп), которые можно почувствовать здесь и сейчас. Это поможет ученикам притянуть больше внимания в практику, в то что происходит сейчас, а не бредить своими фантазиями о йоге и дуалистичными размышлениями о том, как я и мои соседи делают асану.

Старайтесь помогать тем, что говорите, а не мешать - не заговаривайте зубы. Давайте только уместные словесные указания, которые помогают прямо сейчас улучшить форму асаны или её содержание - уровень осознавания тела, ощущения дыхания и т.п. в ней. Вместо того, что бы рассказывать "об асане", "рассказывайте асану", раскрывайте её прямо здесь и сейчас, всем что говорите, показываете, и тем, как прикасаетесь.

4) Какие слова НЕ использовать на занятии? Стоп-слова. Это слова, которые могут показаться людям странными и неуместными. Особенно часто используемые стоп-слова это уменьшительно-ласкательные: "Ножки вытянули перёд", "Спинка прямая", "Ручки сложили в Намастэ" и т.п. Всё, что выходит за границы литературного языка, тоже неуместно: грубые слова, даже сказанные в шутку, просторечия и так далее. Не ругайте своих учеников или не угрожайте им, даже в шутку "Вот я тебе сейчас, Мария, куда ты руку ставишь!". Всегда найдётся человек в зале, которого такая фраза может зацепить за живое: за травму детства и т.п., и он больше к вам не придёт, да ещё другим расскажет, как вы выражаетесь на занятиях.

Кроме того, если группа совсем начинающих, лучше не использовать термины санскрита, а показывать асаны и объяснять простыми словами, чтобы у них не было ощущения дополнительной сложности. Зато точные названия асан важны для продолжающих и продвинутой группы, там засмеют за термины "берёзка" или "горка", надо говорить правильно: Сарвангасана и Собака мордой вниз (или Адхо Мукха Шванасана). Названия пранаям, такие как Капалабхати или Антар-Кумбхака, для новичков лучше "перевести", чтобы легче запоминались и не вызывали ни смешков, ни ощущения, что "сложно" (если это сложно выговорить, это вроде как уж точно сложно и делать). Особенно важно использовать только понятные термины при правке.

5) Правки (аджастменты): хорошие и плохие. Хорошая правка - во-первых, уместная (если нет ошибки- не правим), во-вторых - вежливая (не прижиматься ни своими, ни к чужим интимным областям, например, не касаться попы или груди). В-третьих, правка это не "подойти и исправить", в ней можно условно разделить 3 этапа: 1) увидеть ошибку и показать "глазами" (сделать удивлённое или страшное лицо, что бы человек обратил внимание на то, что делает), 2) если это не помогло, подойти и объяснить персонально, голосом, и 3) только если и это не помогло, показать руками, помогая принять нужное положение. Практика показывает, что такая схема оптимальна.
Второй момент - что многие люди не ощущают внимания к себе преподавателя, не ощущают ценности урока, если их не поправили хотя бы раз. Таких людей надо выявлять как можно быстрее, и "мять" их по полной, иначе они поменяют инструктора. Есть люди, которым недодали любви в детстве - им нужны прикосновения (корректные). В целом, таких людей много, подавляющее большинство. И лучше находиться где-то у верней границы адекватности по прикосновениям, чем у нижней - "почти не прикасался ко мне, спит что ли".
Однако, конечно, бывают и люди, которые не хотят, чтобы к ним прикасались - особенно женщины-мусульманки (по понятным причинам - культура такая). Всегда лучше спросить у нового ученика, нет ли проблем с правками прикасаясь. Если кто-то против - руководим учеником только голосом. Обычно таких людей меньше 1%, все хотят правок, чтобы им "помогали".
Техника безопасности - не доворачивайте скрутки, не давите своим весом (никогда), не тяните за руки или тем более за палец, не усиливайте проги или наклон.
Важный принцип: правка руками должна иметь целью лишь ПОКАЗАТЬ, что ученик делаете не так, и как именно нужно, а не расширить физические возможности (сила, гибкость, подвижность суставов и т.п.) тела занимающегося.

6) Вейвер и безопасность занимающихся.

7) Работа с энергией на вашем уроке по йоге.

* Как начать получать заявки на персональные (VIP) уроки.
* Спланировать тематические онлайн-занятия. Создание вебинара. Создание онлайн-курса. Коучинг по интернету (частные занятия). Консультирование по интернету. Монетизация знаний: 3 возможные стратегии. Электронные деньги и платёжные системы на службе у йога-тичера.

* Как спланировать йога-тур?
2
ДАЛЕЕ:

1) Становление своего йога-бизнеса:
* Решить насущные правовые и «технические» вопросы преподавателя йоги: работа как физ.лицо или ИП, оформление патента на технику йоги, защита авторского права на статьи о йоге, создание и лицензирование оригинальной книги о йоге с целью повышения статуса вас как эксперта по йоге, создание веб-сайта, открытие микро-магазина товаров для йоги в интернете.

4) Наработка личных качеств хорошего преподавателя йоги:
* Продолжение личного обучения и личной практики, повышение квалификации: где, чему стоит учиться?
* Контроль качества проведения занятий другим экспертом. Участие в конференциях, круглых столах.
* Психологическая устойчивость (устойчивость к конфликтным ученикам, личным проблемам).
* Планирование финансов преподавателя йоги.
* Делегирование обязанностей по развитию интернет-ресурсов преподавателя йоги.
3
Ещё начала первого занятия полезно сформировать план ближайших занятий, последовательности практик в них. Запланировать вводные курсы по йоге, тематические семинары. Это лучше сделать заранее.

Сядьте и составьте на листе бумаги или лучше в компьютере план ваших занятий на полгода. Просто "занятиями по йоге" в зал уже никого не загонишь сегодня. Конкуренция слишком сильная. Просто йога как йога никому не нужна. Нужно решение конкретных, узких задач: например, "укрепление спины", или "увеличение гибкости", или "антистресс". Поэтому хорошо идут только тематические семинары.

Пусть тема семинара или мастер-класса будет предельно узкой, так очевидней польза для гостя такого мастер-класса:

* Йога от насморка.
* Йога от болезненности в пояснице.
* Йога в офисе, не вставая со стула.
* Йога для лица.
* Йога для укрепления рук, чтобы выполнять силовые стойки.
* Перевёрнутые позы йоги: мастер-класс.

Набросайте любые темы, как можно больше ("брейнсторминг"), потом ненужные отбросите. Отбросить нужно те, которые не сочетаются с вашими пунктами 1 и 2 - вашим имиджем и целями в йоге, и с нуждами вашей целевой аудитории. Скажем, мастер-класс по силовым позам йоги не нужен мамочкам на 5м месяце беременности. Анонсировать такое занятие лишь ослабит ваш кропотливо отстроенный имидж, он начнёт размываться.

* НАКОНЕЦ, уже ближе к собственно преподаванию, нужно подготовиться к своему первому занятию по йоге:

1. Составить подробную схему занятия. На час или полтора, сколько у вас времени будет. Оставьте по 5 минут в начале и в конце на рассаживание, вопросы, знакомство и так далее.

2. Проработайте сами, в одиночестве, все позы, составляющие занятие. Исключите те позы, которые у вас пока не очень получаются, и замените их на аналогичные по действию. Скажем, если вы пока не сидите комфортно в Лотосе - на надо преподавать эту тему ученикам. Покажите Сукхасану, Ваджрасану или Полулотос - то , что вы сами делаете с лёгкостью и удовольствием. Очень грустно смотрятся преподаватели, в том числе на видео, вымучивающие сложные позы, это просто подрыв авторитета преподавателя. Давайте то, что вам уже легко, и от чего вы сами получаете удовольствие и пользу! Это важно. Не врите ученикам, давая то, что сами каждый день не делаете. Это внутренняя ложь. И многие это почувствуют на занятии. Лучше объяснять что-то простое но что вы знаете досконально и сами делаете постоянно. В индии знаменит такой преподаватель - Баба Рам Дэв. Он даёт простейшие техники! И собирает многотысячные тренинги, куда просто не протолкнуться. Он богатый человек. У него миллионы последователей. Он может зарабатывать, просто выкладывая видео в интернет, на рекламе. Но речь не об этом. Речь о том, что давать надо самое простое из возможного. А не самое сложное из возможного! Запомните это. Я сам на этом обжигался в начале преподавания. Люди считают вас просто фриком. Фанатиком. Если вы даете какую-то эзотерику, непонятную профанам. Людям не нравятся «шибко умные» За это не прощают.



4
Итак, у вас в руках план занятия. Добавьте в него пару уместных шуток (если вы почувствуете, что они не уместны на занятии- просто не проговорите их) и конечно словесные ключи - короткое, но ёмкое, подчас образное объяснение каждой асаны. Например, вы не только объяснили отстройку асаны, вход и выход, но и дали образ. Скажем, в Тадасане человек ощущает вытяжение по вертикали, как будто подвешен за макушку, или как будто его тело увеличивается в размерах. В позе моста вы стоите не просто как дуга, а красивый, изящный мост, который возвышается выше облаков под ярким солнцем. Такие образы иногда могут восприниматься туго, будут смешки, но кто услышит, тот схватит и практика пойдёт в три раза быстрее. За это вам будут благодарны и на ваши занятия будут приходить.
5
Теперь поставьте на штатив телефон или видеокамеру - и проведите все занятие на камеру. И просмотрите потом запись, как бы страшно не было. Ошибки запишите и исправляйте. Потом сделайте ещё одну - "беловую" запись - и доработайте занятие до хорошего уровня. Все, вы готовы.
6
Проведение занятий:

* Хорошенько отдохните перед вашим первым уроком. Вы должны выглядеть свежо и радостно.

* Приезжайте на занятие заранее. Очень плохо опоздать на своё первое занятие.

* Оденьтесь адекватно погоде. Не забудьте коврик.

* Не волнуйтесь на занятии. Не говорите много! Дышите глубоко. Вопросы по текущим практикам на первых порах лучше не позволяйте, это сильно отвлекает. Скажите подойти к вам с вопросом после урока.

* Не надо делать видеозапись на своих первых занятиях. Проведите спокойно, освойтесь. А потом, когда дело пойдёт, можете делать видеозаписи или аудиозаписи, особенно если это Йога-нидра, мантра-йога или медитация - для продажи в интернет или чтобы посылать постоянным ученикам, которые не смогли прийти на занятие по каким то уважительным причинам.
Ведущий курса — Алексей Соколовский, серт. преп. йоги
WhatsApp: +7(926)253-7-911
Все вопросы по курсу и Йоге Вы можете задать в специальной закрытой группе в ВотсАпп- напишите мне, чтобы я Вас добавил. В группе возможно и поощряется коллективное решение вопросов других студентов.
ВАЖНО: Вопросы по курсу направляйте, пожалуйста, не личными сообщениями в разных соцсетях, а в группу "Гуру-лаб" в Вотсапп,
на другие каналы связи вопросы по курсу и техникам йоги я не принимаю.
Made on
Tilda